История

История Открытого Акционерного Общества «Агат — электромеханический завод» началась с 1 декабря 1952 года, согласно приказа Министерства судостроительной промышленности Союза ССР № 001293 "О частичном вводе в действие завода № 864". 

Как подтверждают официальные документы и воспоминания ветеранов, история завода началась значительно раньше. Так, например, приказом Министерства судостроительной промышленности Союза ССР № 47/к от 1 апреля 1948 года назначен директором завода Конев В.Д. и освобожден уже работающий до того времени директором завода № 864 Горохов В.Т. в связи с переходом на другую работу.

Завод начал строиться в 1948-1949 годах на месте бывшего лесного массива, вдоль Московского шоссе в пойме речки Слепянка, 1 июня 1950 года заложен 1-ый корпус. В этом же году закладывались фундаменты корпусов литейки, котельной, гаража. Но главным историческим моментом в жизни завода явился день 1 декабря 1952 года. В тяжелых условиях послевоенного периода, преодолевая трудности организации завода, приходилось работать тем, кто пришел на завод в 1953-1954 годах. 

В 1953 году вступили в строй цеха, разместившиеся в одном здании - 1-ом корпусе. С июня месяца начали работать инструментальный и ремонтно-механический цеха. Инструментальный изготавливал крепежно-зажимной инструмент, ремонтно механический - нестандартное оборудование и монтировал оборудование в цехах. Со 2-го полугодия пущены в эксплуатацию гальванический, механический, деревоотделочный и сборочный цеха; заготовительная мастерская, которые также находились в 1-ом корпусе. В том же году были построены и введены в эксплуатацию литейка и транспортный цех. 

К концу 1953 года в этих подразделениях было смонтировано 253 единицы оборудования. Транспортный цех имел 16 автомашин и 3 автоприцепа.

Заботы о пуске завода стали неотделимы от планов освоения и выпуска первой продукции. Постановление Совета Министров Союза ССР от 20 ноября 1952 года № 4828-1912 и приказом Министра судостроительной промышленности от 01 декабря 1952 года № 001293 - устанавливалось заводу № 864 уже на 2-е полугодие 1953 года задание по выпуску нормализованных электроэлементов в объеме 4,5 млн.руб., радиолокационных антенн и приводных устройств к ним в объеме 2,5 млн.руб. На 1954 год устанавливался план производства нормализованных электроэлементов в объеме 9 млн.руб. и боевых информационных постов для кораблей в объеме 12 млн.руб.

В конце 1953 года дирекция завода и все службы переехали в построенные помещения в корпусах завода. А до этого заводоуправление размещалось в жилых домах. Рабочие, ИТР и служащие понимали ответственность за судьбу вступившего в число действующих с 1 января 1954 года завода и с огромным подъемом трудились над освоением первых изделий. К концу 1953 года пущенные цеха начали изготовление деталей для основных заказов. Началось освоение тумблеров, переключателей, вращающихся трансформаторов (ВТ), волноводов. В начале 1954 года производство их было прекращено и передано на завод № 866 и др. предприятия судостроительной промышленности.

С 1954 года началась подготовка производства изделий БИП "Планшет" - аппаратуры автоматизированного боевого информационного поста для эскадренного миноносца и "Створ" - малогабаритной навигационной радиолокационной станции для рыболовных судов, которое демонстрировалось в 1956 году на ВДНХ СССР в павильоне "Машиностроение".

1951-1955 года для завода были успешными. Закончено строительство корпуса № 1. Здесь, кроме основного производства, расположились ТП-1, центральная измерительная лаборатория, склад металлов, центральная заводская лаборатория, лаборатория ОКБ, компрессорная, склад готовых изделий, буфет. В корпусе № 3 начали работать литейка и термичка. В корпусе № 6 - деревообрабатывающий цех, склад инструментального хозяйства. В корпусе № 5 - заводоуправление и вечерняя школа, в корпусе № 5б - столовая завода. Все действующие производственные и вспомогательные корпуса приняты в эксплуатацию в 1953-1954 годах.

Для промышленных предприятий послевоенного времени был характерен низкий уровень специализации и кооперирования различных отраслей производства. Многим заводам и фабрикам навязывали продукцию, часто несвойственную их профилю. Так, заводу планировался выпуск трансформаторов для стиральных машин, магнитофонов и т.п. Все эти изделия могли бы выпускать специализированные предприятия, используя при этом накопленный опыт, соответствующую и имеющуюся технику и технологию. 

Объемы производства с учетом ускоренного освоения новых видов техники продолжали настолько возрастать, что та планировка завода, которая разрабатывалась первоначально в 1950 году Государственным союзным проектным институтом, в части размещения цехов основного производства уже не обеспечивала потребности. Руководство завода, службы, произведя проработку этого вопроса, вышли с предложением в Главное управление и в Министерство о перепланировке завода. И в январе 1956 года принимается решение Главного управления о технической перепланировке, разработанной проектным институтом № 164 при участии ЦТБ и завода. Оно утверждается Министерством 04.01.1956 года.

Переломным годом в истории завода явился 1956 год. В октябре этого года завод передается в Министерство радиотехнической промышленности.

1956-1960 годы вписали свои строки в историю завода, который переживал период дальнейшего становления.

Гордостью завода, его научным и техническим звеном в период становления являлись специалисты, высококлассные инженеры, конструкторы, технологи и, в первую очередь те, которые входили в состав Особого конструкторского бюро. ОКБ 864 создано по приказу Министерства судостроительной промышленности СССР от 1 декабря 1952 года № 001293.

На 1 октября 1956 год в ОКБ созданы следующие подразделения:

- проектно-конструкторский отдел;

- лаборатория электроэлементов;

- радиотехническая лаборатория;

- лаборатория электроизмерений;

- бюро нормализации и стандартизации;

- отдел техдокументации;

- макетная мастерская;

- технологический отдел.

Самое активное участие ОКБ принимает в разработке радиолокационной станции "СТВОР" и портовой РЛС "РАСКАТ".

В ноябре 1966 года успешно закончены совместные Государственные испытания системы "Центр-1", проводившиеся на опытной авиатрассе "Москва-Ленинград" (разработка ОКБ). Эта система принята для снабжения гражданской авиации и вооружения ВВС.

В 1966-1967 годах на заводе началась подготовка производства к изготовлению аппаратуры системы "Сигнал", которая наряду с системой "Воздух" во многом определяла стабильность экономики предприятия на все последующие годы.

В 1978 году предприятие взяло курс на оснащение механического производства станками с числовым программным управлением и гибкими производственными модулями. Так, в цехе № 4 создан участок фрезерных станков с ЧПУ, в цехе № 3 - участок электроэрозионной обработки, в цехе печатных плат-участок сверления.

К 1991 году только в цехе № 4 работало 54 единицы станков с программным управлением, роботов промышленных - 7 единиц, гибких производственных модулей - 8 единиц. Ставилась задача добиться, чтобы это оборудование работало в полную нагрузку, давало ожидаемый эффект, тем более, что фондоотдача пока была ниже по сравнению с темпами, предусмотренными пятилетним планом. В 1977 году она снизилась на 3% по сравнению с 1976 годом.

К 1990 году, Минский орден Трудового Красного Знамени электромеханический завод превратился в мощное предприятие союзного уровня. Активно проводимая реконструкция предприятия и ежегодно осуществляемые планы технического перевооружения позволили осваивать сложнейшие изделия для нужд обороны страны.

В 1994 году спланированы и реализованы антикризисные меры. Значительные усилия направлены на сохранение производственной базы предприятия. Был сделан упор на разработку новых изделий общетехнического назначения собственными силами и поиск новых заказов, заключение договоров. Создан отдел маркетинга.

В июле 1989 году под Минском рядом с поселком "Ждановичи" наш завод построил 7-этажный корпус на 150 мест. Сначала "Лазурный" работал как профилакторий, затем приобрел статус профилактория-санатория. "Лазурный" стал началом реального воплощения идеи - создать на заводе замкнутый цикл лечения и оздоровления работников и их детей



В настоящее время предприятие находится в составе Государственного Военно-промышленного Комитета Республики Беларусь и входит в состав холдинга «Геоинформационные системы управления».


  Предприятие неоднократно удостаивалось правительственных наград, а трудовые достижения работников были отмечены орденами и медалями.
  Новое поколение руководителей и специалистов достойно несет эстафету своих предшественников, сохраняя и приумножая добрые традиции коллектива. На сегодняшний день стратегическими задачами, стоящими перед руководством, являются обеспечение конкурентоспособности предприятия по разработке и производству продукции на внутреннем и внешнем рынках, постоянное улучшение социально-экономического положения работников при увеличении роста их доходов, сохранение рабочих мест и улучшение условий труда. 

Осуществлен ряд наукоемких проектов в интересах экономики Республики Беларусь, такие как: информационно-справочные системы для пассажирского транспорта, комплектующие изделия для автомобилей и автобусов производства «МАЗ», карьерных самосвалов «БелАЗ», автомобилей специального назначения «МЗКТ», тракторов «Беларус» производства «МТЗ», троллейбусов производства «Белкоммунмаш» и многое другое.

На предприятии внедрена система менеджмента и качества в соответствии с требование СТБ ISO 9001 и получен сертификат соответствия проектирования, изготовления и реализации изделий автотракторной тематики.